В связи с бурным ростом количества транспортных средств, увеличением протяженности дорог, увеличением перевозок грузов и пассажиров увеличивается интенсивность дорожного движения, что ведет к росту количества ДТП, в этой связи обеспечение БДД — приоритетная задача как государства, так и отдельно взятого предприятия.
Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии должна быть организована служба (отдел) безопасности дорожного движения. Численность отдела БДД рассчитывается по числу водителей. При численности водителей менее 50 чел. допускается работу по обеспечению БДД возложить на работника, совмещающего эту работу с другими обязанностями, при численности водителей 51–200 чел. численность службы БД должна составлять 1 чел., при численности водителей 201–500 чел. должно быть 2 человека, при численности водителей свыше 500 чел. – должно быть 3 человека, а при численности водителей свыше 750 чел. – на каждые 250 чел. водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.
Рассмотрим Положение о службе безопасности движения. Положение готово к применению, вам останется только скопировать его. Можно внести свои дополнения, распечатать, утвердить руководством, а после ознакомления сотрудников можно запускать в действие.
1. Общие положения.
1.1. Служба безопасности движения — это структурное подразделение предприятия.
1.2. Создание, ликвидация или реорганизация осуществляется приказом директора.
1.3. Структуру, штат утверждает директор, исходя из объема и условий его работы.
1.4. Обязанности, права, ответственность, оплата труда работников службы БД устанавливаются должностными инструкциями, условиями трудовых договоров, штатным расписанием, другими локальными, нормативными актами.
1.5. Служба возглавляется начальником, работает под непосредственным руководством директора предприятия.
1.6. На должность начальника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование со стажем работы на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
1.7. Служба БД руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения на автотранспорте, приказами, указаниями руководства предприятия, настоящим положением, коллективным договором предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны труда, пожарной безопасности, законодательством об охране окружающей среды.
1.8. При изменении условий труда, уточнении, перераспределении задач, функций настоящее Положение может быть пересмотрено, дополнено.
1.9. Начальник службы БД организует и контролирует подразделение.
2. Основные задачи.
Основная задача — создание системы безопасности дорожного движения.
В соответствии с основной задачей на отдел БД возложены следующие функции:
2.1. Разработка, осуществление мероприятий по обеспечению безаварийной работы, находящихся на предприятии транспортных средств, повышение профессионального мастерства водителей, воспитание у них чувства высокой ответственности за обеспечение БДД.
2.2. Осуществление контроля за деятельностью других подразделений предприятия, связанных с решением вопросов обеспечения БДД, эффективным использованием ТС.
2.3. Учет дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, совершённых водителями, анализ причин и условий их возникновения.
2.4. Изучение передового опыта безаварийной работы водителей ТС, распространение его в коллективе предприятия.
2.5. Контроль за выпуском на линию технически исправных, укомплектованных в соответствии с Правилами дорожного движения транспортных средств, их работой на линии по назначению, приемом их с линии с проверкой технического состояния и своевременности возвращения.
2.6. Допуск к управлению транспортными средствами обученных, имеющих достаточную квалификацию, прошедших стажировку водителей.
2.7. Ежедневный профилактический осмотр водителей при выезде на линию и по возвращению в гараж.
2.8. Обеспечение безопасных условий труда работников службы, внесение предложений о предоставлении работающим льгот по условиям труда.
2.9. Контроль за соблюдением работниками правил и норм охраны труда, производственной, трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
2.10. Организация работы по повышению квалификации работников.
3. Взаимоотношения с другими подразделениями.
Служба взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия путем обмена информацией, получения, предоставления документов, совершения совместных, согласованных или встречных действий, совершения действий, обусловленных функциональными особенностями подразделения.
4. Права.
Работники отдела БД имеют право:
4.1. Проводить проверки подразделений предприятия в части выполнения ими нормативных документов по обеспечению БДД и эффективному использованию ТС. Требовать от руководителей подразделений соответствующих материалов, устных и письменных объяснений.
4.2. Привлекать по согласованию с руководством работников других подразделений к проведению проверок, касающихся обеспечения БДД по использованию транспортных средств.
4.3. Вносить предложения о запрещении движения транспорта по улицам или дорогам, имеющим серьезные недостатки, угрожающие безопасности дорожного движения.
4.4. Запрещать эксплуатацию ТС с техническими неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
4.5. Контролировать работу автотранспорта на линии. Проверять у водителей наличие всей необходимой документации, своевременного её оформления, соответствие наличия топлива, показаний спидометра с записями в путевых листах.
4.6. Требовать от руководителей подразделений устранения выявленных нарушений требований промышленно-экологической безопасности и охраны труда, приостанавливать работу, если эти нарушения могут привести к аварии или травмированию людей.
4.7. Вносить на рассмотрение руководству предложения о поощрении работников за хорошую работу, успехи, о привлечении к ответственности за допущенные нарушения, невыполнение требований руководящих документов по вопросам БДД, технического состояния ТС.
4.8. По поручению руководства представлять предприятие в местных, общественных организациях по вопросам БДД.
5. Ответственность.
Работники службы БД несут ответственность за:
5.1. Непрофессионализм, проявленный при разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению безаварийной работы ТС.
5.2. Разглашение коммерческой тайны, конфиденциальности, полученной и используемой служебной информации.
5.3. На начальника службы возлагается персональная ответственность за:
5.3.1. Ненадлежащую организацию оперативной, качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства согласно действующим правилам, инструкциям.
5.3.2. Невыполнение обязанностей по созданию условий для производственной деятельности работников службы.
5.3.3. Несоблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины.
5.3.4. Несоблюдение требований охраны труда, правил пожарной безопасности.
5.3.5. Недобросовестное и несвоевременное выполнение возложенных функций.
5.3.6. Необеспечение сохранности имущества, находящегося в подразделении.
5.3.7. Несоответствие законодательству издаваемых и подписываемых инструкций, указаний, других правовых актов.
5.3.8. Невыполнение предписаний, указаний органов государственного надзора, государственных инспекторов труда.
5.4. Ответственность работников отдела устанавливается должностными инструкциями.
Оставляйте комментарии, вопросы, высказывайте свои мнения относительно темы БДД.
Добрый день!
«Численность службы (отдела) БДД рассчитывается исходя из количества водителей…»
Скажите, пожалуйста, каким документом это определено?
Добрый день, Валерий!Численность службы определяется п. 5.7 РД-200-РСФСР-12-0071-86-03. Данный документ Вы можете найти в рубрике «Нормативно-правовые акты». Данный документ хоть и древний, но до настоящего времени он, как не странно, не отменен.
Спасибо, Виталий! К сожалению этот документ к нам не применим.
«Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса…» Наша «Транснефть» его проигнорировала и установила свои параметры с привязкой к количеству а/м, а не водителей. При наличии 120 а/м — я один. При этом у нас 600 водителей (работают по сменам). А ведь аварии совершают водители, а не машины…
Такой парадокс…
Здравствуйте, Валерий! Да, как ни парадоксально, но это видимо везде так. Я тоже 6,5 лет работал один (при кол-ве 350 а/м и 600 водителей). Сложно, но можно. А когда ввели тахографы, то попытались еще и их повесить — не вышло. Долго добивался — но дали инженера.
Здравствуйте, Виталий! На нашем предприятии 3 водителя-механика, один из них закончил курс по безопасности БДД. Как мне это теперь оформить? как назвать его должность? Ведь у нас небольшое предприятие и машины используются только для производственной надобности.
Здравствуйте Наталия! Что-то я не совсем понял Ваш вопрос. Кем Вы хотите назначить этого водителя?
Здравствуйте, Виталий. Главный инженер написал Служебную записку о необходимости назначить водителя-механика, прошедшего данную подготовку Начальником автоколонны. Но! Нет у нас автоколонны (всего 3 машины). Зачем эта головная боль с созданием нового отдела? Можно сделать это как-то проще?
Это не ко мне вопрос. Решайте его со своим руководством.
Здравствуйте!
Здравствуйте, Анатолий! … ну Вы и понаписали!!! На ваше предприятие не распространялись бы требования 196-ФЗ, если бы вы возили работников внутри территории предприятия без выезда на дороги общего пользования или если бы ваших работников возил другой перевозчик по договору. А так, независимо от рода деятельности, владеете транспортом — обязаны выполнять требования закона
Здравствуйте.
Вопрос следующего порядка.
Есть ли право у Службы Безопасности Дорожного Движения (СБДД) автотранспортного предприятия, при приеме на работу водителя, производить проверку (тестирование) его на знания ПДД? И если да, то какие материалы при этом должны использоваться? ( экзаменационные билеты ГИБДД, и , задачи из журнала «ЗР» и т.п.)
C уваженеим.
Добрый день, Александр! Служба безопасности движения не только «имеет право», но и обязана проводить проверку знаний ПДД у своих водителей. В работе следует использовать билеты ГИБДД (хоть в бумажном варианте, хоть на компьютере). Можете на основании инструкций разработать свои вопросники и дополнительно к тем билетам давать билеты по инструкциям. Тем более, что закон это позволяет делать (196-ФЗ ст. 20 п. 3).
У нас, например, на предприятии установлено так. Пришел человек устраиваться на работу, берет билет по ПДД — решает. Сдал — приняли на работу, не сдал — пошел готовиться. Ну и плюсом дополнительные проверки знаний ПДД: при выявлении нарушений, при ДТП, при проведении 20-часовой программы, перед каждой стажировкой.
Т.е. чем чаще водитель решает билеты, тем он становится более подкованным в теоретическом плане, тем меньше нарушений он допускает на практике и быстрее может обосновать свою правоту при встрече с ГАИшником.
Виталий, большое спасибо за развернутый ответ.
С уважением, Алесандр.
Я может чуть не по теме.Не давно ездил в отпуск 2500 км . Больше не поеду насмотрелся , кругом на дороге смерть.Где порядок. Кругом сплошные нарушения. Основная причина ДТП не соблюдение скоростного режима, особенно среди грузовиков автобусов и так далее . Когда Будет ПОРЯДОК.За руль сесть страшно .
Здравствуйте, Александр! Да почему не по теме? Очень даже по теме. Глобальный вопрос вопрос Вы затронули: «Когда будет порядок?» Порядок будет тогда, когда:
— люди начнут любить и уважать себя, других людей, власть
— будут чувствовать ответственность за свои действия
— будет работать принцип неотвратимости наказания
— деньги перестанут решать всё
— права на управление перестанут продавать
— власть действительно будет заботиться о безопасности движения, а не о пополнении казны под предлогом заботы о БДД…
Можно продолжать перечислять до бесконечности.
Но прежде всего давайте начнем с себя: сами будем неукоснительно соблюдать ПДД, научим этому детей, научим водителей внутри своих предприятий, не будем безучастно наблюдать за теми, кто нарушает. Я думаю, что только тогда ситуация (пусть не быстро), но может измениться.
Добрый день! Работаю на предприятия осуществляющем пассажирские перевозки. Обучение по 20 часовой программе мы проводим раз в год со всеми работающими водителями. При последней проверке сотрудниками УГДН у нас возникли разногласия, хотя раньше такие вопросы не возникали. При приёме водителей на работу я в обязательном порядке провожу проверку знаний ПДД РФ водителями, о чём делаю запись в специальном журнале с указанием результатов экзамена(билеты водители решают как говориться до посинения, т.е. сделал более 2 ошибок, учи мат часть. Назначаю стажировку по РД 200. Но претензия со стороны УГДН в том, что я не провожу им 20 часовую программу, хотя я считаю, что сдав ПДД, при приёме на работу, водитель фактически подтвердил свою квалификацию на данный момент и обучать его необходимость будет только через год(ну или со всеми вместе для удобства). Времени на 20 часовую программу вновь устроившегося мне никто не даст, а взять 20 часов из стажировки я могу только для водителей 1 и 2 категории. Интересно услышать Ваше мнение на данную проблему, возможно я сильно ошибаюсь
Здравствуйте, Дмитрий! Возникал в моей практике общения с сотрудниками УГАДН данный вопрос. Я им пояснил, что водитель должен проходить данную программу 1 раз в год. Т.е., к примеру, провели вы со всеми водителями занятия с января по март, а новый водитель устроился в июне. Т.е. год у этого водителя еще не прошел и он в любом случае попадет под данное обучение на следующий год (также в период с января по март). Таким образом, нарушения с нашей стороны никакого нет: положено водителю раз в год обучаться — мы его и обучаем раз в год. Ну а если и такой вариант их не устроит, то в любом случае водитель проходит у вас вводный инструктаж по БДД — дайте ему материал в концентрированном виде и сделайте соответствующую запись в журнале проведения 20-часовой программы.
Спасибо за ответ. Так и поступаем.
Добрый день! С чего начать работать по БДД, где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД?
Добрый день, Ксения! На эту тему есть одноименная статья на данном сайте: «С чего начать работу службы БДД на предприятии»
Добрый день! У меня вопрос: мы транспортное предприятие занимаемся грузоперевозками. В штате 1 специалист по БДД, но у него образование-техникум(агроном). Он имеет право занимать должность — инженер по БДД.
И второй вопрос-тахографы, кто на ваш взгляд должен быть ответсвенным за них, но если быть точнее после рейса нужно иметь свою карточку и считывающее устройство. То есть, должен ли инженер по БДД этим заниматься?
Здравствуйте, Светлана! Ваш инженер в данном случае должен быть обучен по программе «Организация перевозок…» и аттестован как специалист по БДД.
Ответственным будет тот, кто назначен приказом по предприятию, этим вполне может заниматься инженер по БДД, тем более, что данные могут быть использованы в его работе.
Необходимо считывающее устройство и карта предприятия, у водителей само собой должны быть карты водителей. Необходимо раз в 28 дней производить считывание с карт водителей и раз в 3 месяца считывание из памяти тахографов. Считанная информация должна накапливаться и храниться в течение 1 года.
Добрый день, Виталий.
Обязан ли быть лицензирован кабинет БДД на предприятии, для обучения водителей по 20 часовой программе?
Нужна ли лицензия на образовательную деятельность Инженеру БДД?
Выдаётся ли Удостоверение (Свидетельство) после прохождения 20 часовой программы?