Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?
Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.
Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.
Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.
А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю Карточку осмотра места ДТП. Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.
Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».
Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..
При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.
На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.
Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.
Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.
Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.
Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.
Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть здесь.
Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.
Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.
Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.
На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.
Виталий, если после каждого незначительного ДТП делать такое расследование, то времени на все остальное может не хватить (естественно учитывая, что если Ваш парк автомобилей состоит не из 10 ТС).
Здравствуйте, Дмитрий! Позвольте с Вами не согласиться. Закон 196-ФЗ обязывает «анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств». Расследуются все ДТП, а не только с пострадавшими. Этого же требуют и контролирующие органы (в частности, УГАДН). Времени хватит, можете не беспокоиться.
У нас парк состоит из 350 ед. транспорта — вполне справляюсь. Работа специалиста по БДД в том и заключается, чтобы предупредить ДТП.
Виталий. а у нас допустим все ДТП с материальным ущербом расследует комиссия по БДД (которая проводится 2 раза в месяц — кол-во ДТП в месяц небольшое).
Таким образом и выясняются причины ДТП и принимаются меры к водителям допустившим нарушения.
Лишь только по факту ДТП с пострадавшими у нас проводится служебное расследование.
Здравствуйте, Дмитрий! У вас какие-то собственные законы действуют на предприятии? Порядок такой: произошло ДТП — выезжаем на место — собираем материалы — проводим служебное расследование — делаем запись в журнале учета ДТП — проводим профилактическую работу с водительским составом. И на все это дается не более 5 суток, а не 2 раза в месяц. И служебное расследование проводится в каждом случае ДТП (независимо от последствий или виновности участников). Каждая запись в журнале учета ДТП должна быть подкреплена актом служебного расследования. Этого же требуют инспекторы УГАДН при плановых проверках.
У нас 1600 водителей. В «урожайные» дни бывает 4-5 ДТП, в год 130-150. ДТП с железом оформляю по упрощенной форме — в Акте фабула, обстоятельства, последствия, фотографии. Журнал не веду, на каждое ДТП оформляю карточку с краткой информацией, к ней прикладываю Акт, объяснения и другие документы. Так удобнее для анализа. ДТП с пострадавшими оформляешь по полной — Акт действительно запрашивают все кому не лень. За 15 лет претензий со стороны надзорных органов не случалось.
На месте ДТП первым делом желательно все хорошо сфотографировать — во первых как не старайся, а все нюансы все равно не охватишь и не запомнишь, во вторых при просмотре фотографий часто «обнаруживаются» следы, которые не усмотрели самые глазастые, в третьих при разборе полетов наглядней получается. Знакомиться с участниками удобно при совместном заполнении Извещения о ДТП. Совместный труд он «сближает», к тому же у тебя на руках остается бумага с их данными. В процессе заполнения как бы ненароком — для заполнения бланка, можно получить объяснения и узнать мнение, дальнейшие планы и т.п. самых упертых, успокоить разгоряченных. Вообще чем больше получишь данных, найдешь «точек соприкосновения», решишь вопросов на месте ДТП, тем проще и «быстрее» потом.
Здравствуйте, Андрей! Полностью с Вами согласен — львиную долю информации получаем именно на месте ДТП и то, что не увидели на месте — потом расскажут фотографии. Поэтому надо сделать максимально возможное количество фотографий в разных ракурсах.
1600 водителей — это ужас какой-то, из скольки человек у вас служба по БД?
На сколько обосновано требование автонадзора по соблюдению всех нормативных документов, если на предприятии 2 легковых автомобиля, а в штате только 1 водитель?
Здравствуйте, Мишина Л.К.! 2 легковых автомобиля — это значит, что занимаетесь перевозкой пассажиров. Следовательно, требование надзорного органа совершенно справедливо
Числятся четверо, по факту трое. Сейчас уже 1700 водителей и около 800 ед. техники ежедневно на линии.
Здравствуйте, Виталий! У нас транспортная компания. Произошло ДТП, у водителя тяжкие телесные повреждения. Какими должны быть наши действия?Какие документы необходимо оформлять?
Здравствуйте, Евгения! Простите за задержку с ответом. В данном случае необходима тесная работа специалиста по БД, специалиста по охране труда и компетентных органов. В части БДД должен родиться Акт служебного расследования ДТП со всеми выводами с приложением документов из ГИБДД, в части охраны труда — Акт расследования несчастного случая формы Н-1. Подробно в рамках данного комментария все рассказать не получится.
Виталий, день добрый. В конце года встал вопрос в проведении анализа ДТП за прошедший год. У Вас случайно нету документа, либо скрина как это примерно должно выглядеть?
Здравствуйте, Руслан! Каждое ДТП анализируете с точки зрения показателей (по видам ДТП, по возрасту и стажу водителей-участников ДТП, по месту возникновения, по дням недели, по декадам месяца, по месяцу, по кварталам, по времени года, по причине возникновения, по маркам или типам транспортных средств-участников ДТП и т.д. и т.п. вплоть до фаз Луны (шутка)). В результате у Вас появится информация в виде таблицы о том, когда (при стечении каких обстоятельств) наиболее часто происходят ДТП. Потом результаты можно представить в виде графиков или диаграмм (за год или за последние несколько лет). Потом результаты анализа доводите до своих водителей, до руководства.
Спасибо, Валерий. Будем изобретать)
Виталий, добрый день! У меня вот какой вопрос: ПРИ ПРИЕМЕ на работу водителя, обязан ли я сразу провести для него 20-ти часовую программу, а только затем выпустить его на линию для работы? Если да, то как оформить прохождение им этой 20-ти часовой программы (протоколом или другое)?
Данное замечание было выдано УГАДН при проверке, якобы водитель не прошел 20-ти часовую программу, хотя работал он у нас на тот момент всего 2 недели!
Здравствуйте, Василий! При приеме не обязаны. Обязаны проводить такое обучение раз в год. Это и нужно было сказать инспектору — вопрос бы отпал сам собой.
Добрый день! А можно во внутренних локальных актах организации прописать что Инженер по БДД организует проведение служебного расследования результаты которого оформляются составлением заключения.
При ДТП с матрериальным ущербом свыше 500 000 рублей, а так же причинением средней тяжести, тыжкого вреда здоровью илт ДТП со смертельным исходом- Инженер по БДД организует проведение служебного расследования, результаты которого оформляются Актом служебного расследования ДТП.?
Можно написать так, например в должностной инструкции инженера по БДД или в локальном акте о порядке работы службы по БДД?
И скажите из своего опыта кто входит в состав комиссии? У нас есть инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по БДД, начальник колонны, начальник службы логистики и т.д.
Здравствуйте, Светлана! При служебном расследовании оформляется акт служебного расследования. Не понял зачем Вы написали про ущерб и тяжесть. Расследуются абсолютно ВСЕ ДТП, независимо от тяжести, ущерба и т.п. В состав комиссии, как правило, входят: в качестве председателя ответственный за обеспечение БДД и в качестве членов комиссии: начальник (или инженер) службы БД, начальник (или зам.) транспортного подразделения и кого еще считаете нужным. Состав комиссии утверждается приказом директора
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в какой срок надо прибыть на место дтп и что делать если оно произошло в другом регионе?
Здравствуйте, Григорий! В любом случае вам расследовать каждое происшедшее с вашим транспортом ДТП. Поэтому чем раньше прибудете на место ДТП — тем более подробной информацией будете обладать. Понятно, что 1000 км не поедешь, т.к. к моменту приезда уже никого не будет на месте. Но можно попросить того же водителя сфотографировать место. В любом случае ехать придется — в ГИБДД необходимо будет забрать копии материалов. Я, например, за 250 км выезжал на ДТП — ничего страшного в этом нет.
Спасибо за ответ. я тоже ничего страшного не вижу. весь вопрос кто в оплате таких поездок))))))
Как кто? Работодатель
Добрый день!
Прежде всего — большое спасибо за материал, очень информативно.
Есть два вопроса, помогите пожалуйста:
1. Все эти расследования, акты и приказы — они для предприятий автотранспорта? Или для всех, имеющих в своем составе автомобильный парк?
2. Назначается комиссия и проводится расследование в 5-ти дневный срок. Это с учетом выходных? Если ДТП произошло в пятницу, комиссию руководитель должен назначить сразу и результаты представить уже во вторник? Или комиссию можно создать в понедельник? (ДТП без жертв и травм)
Здравствуйте, Александр! А вы перевозки грузов (или пассажиров) осуществляете в своей деятельности?
Пассажиров. У нас автомобилями развозятся бригады для работы на промышленных площадках города.