Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте продолжим разговор на тему обеспечения профессиональной надежности водительского состава. Речь пойдет о теоретических занятиях с водителями, чей стаж работы составляет менее 5 лет, о требованиях по обеспечению БД в осенне-зимний период эксплуатации транспорта.
По статистике, самые «аварийно-опасные» водители — водители со стажем до 5 лет и, как ни странно, водители со стажем работы свыше 25 лет. Давайте разберем, почему же эти две категории водителей часто совершают нарушения ПДД, дорожно-транспортные происшествия.
В первом случае (стаж до 5 лет) причины — отсутствие опыта, элементарных навыков безопасного управления ТС, незнание или недостаточные знания Правил дорожного движения, просто понты (смотрите, «как я лихо умею управлять автомобилем», «я ас, до этого работал в такси» и т. д.). Но отличие этой категории водителей от другой в том, что на этой стадии наиболее эффективно будет обучить водителей, показать им, к чему приводят даже безобидные дорожные ситуации, нужно достучаться до каждого, объяснить, что водительское мастерство – это не скорость, а равномерность и плавность во всем.
Вторая же категория водителей (со стажем более 25 лет), уже умудренная опытом, имеющая необходимые навыки, но здесь злую шутку играет самоуверенность в своих действиях. Т. е. человек знает, понимает, но учитывая, что у него большой опыт, начинает пренебрегать элементарными требованиями безопасности, а реакция уже совсем не та, что раньше. Этот контингент водителей наиболее сложно чему-либо обучать, т. к. он уверен в себе и своих знаниях, не воспринимает информацию должным образом.
Немного отвлекся. Но давайте продолжим.
С наступлением первых холодов часто в ДТП попадают именно эти две категории водителей. Проводя подробный анализ ДТП, автором блога был разработан небольшой свод правил поведения на зимней дороге. Информацию можно оформить в виде Памятки и довести до каждого потенциального «аварийно-опасного» водителя в личной беседе. Наиболее эффективный способ донесения информации до водителей — показ фильмов, слайдов и другой наглядной информации, т. к. водитель при управлении автомобилем львиную долю информации получает через органы зрения. Не стоит ограничиваться беседой, всегда подкрепляйте то, о чем говорите, показом фильмов, слайдов. В интернете сейчас есть какие угодно видеоролики на любую тематику.
Основные требования по обеспечению БД в осенне-зимний период:
- ОБЯЗАТЕЛЬНО пользуйтесь ремнями безопасности сами и требуйте этого от пассажиров!
- При первых заморозках возможно образование гололеда на мостах (эстакадах, путепроводах) в связи с обдувом их холодным воздухом с двух сторон. Поэтому при подъезде к данным сооружениям необходимо снизить скорость, переключиться на пониженную передачу, избегать резких движений, наблюдать за действиями других участников движения.
- На перекрестках из-за трогания ТС с места с пробуксовкой и торможения юзом возможно образование гололеда. Поэтому необходимо заранее снизить скорость, переключиться на пониженную передачу с одновременным притормаживанием.
- В местах автобусных остановок из-за частого торможения образуются обледенелые колеи. Старайтесь объезжать такие места по левым полосам движения.
- Перед крутыми подъемами (спусками) необходимо заранее переключиться на пониженную передачу. Во избежание потери управления автомобилем нужно избегать переключения передач во время движения на подъем (спуск).
- Во избежание заносов на поворотах нужно заранее переключиться на пониженную передачу и проходить повороты внатяг, не выключая передачу.
- Безопасность важнее экономии топлива – не отключайте полный привод, не двигайтесь на нейтральной передаче – движение только внатяг!
- Забудьте о педали тормоза. Торможение — только двигателем. Тормоза используйте только для полной остановки своего автомобиля.
- Скорость, которую вы себе позволяли летом, нужно уменьшить минимум в 2 раза. Следует соблюдать такую скорость и дистанцию, чтобы в любой момент смогли остановить свое ТС.
- Не всегда можно ехать быстрее по знакомой дороге. Зимой ситуация меняется быстро! Поэтому двигайтесь даже по знакомой дороге, как в первый раз.
- Заранее включайте световые сигналы, чаще пользуйтесь зеркалами заднего вида.
- Старайтесь избегать обгонов вблизи перекрестков, даже если вы двигаетесь по главной дороге.
- Не доверяйте песку, свежепосыпанному по льду или снегу. Песок эффективен, когда он вмерз в поверхность проезжей части. Иначе он может сыграть с вами злую шутку.
- Во время движения нужно постоянно наблюдать за движущимися впереди, сзади вас, по встречной полосе, выезжающими со второстепенных дорог, стоящими на обочине ТС, пешеходами, животными, находящимися в непосредственной близости от дороги. Прогнозируйте их поведение, с учетом этого выбирайте безопасный режим своего движения.
- Если по правилам вы в какой-то ситуации имеете преимущество, задумайтесь – стоит ли им тупо пользоваться? Может, в данной ситуации лучше пропустить другого участника, нарушающего ПДД (спешащего, пьяного).
- Во время движения давайте право на ошибку другим участникам движения (они могут не знать Правила совсем).
- В любой (даже критической) ситуации старайтесь не менять своей полосы движения. При нахождении вас на чужой полосе в момент ДТП вы с вероятностью 90% становитесь его виновником.
СОБЛЮДАЯ ЭТИ НЕХИТРЫЕ ПРАВИЛА, ВЫ ГАРАНТИРОВАННО ИЗБАВИТЕ СЕБЯ ОТ ПРОБЛЕМ С ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТРАНСПОРТА!
Так что, уважаемые специалисты, попробуйте проводить данные занятия с молодыми водителями. С наступлением первых заморозков и зимой вы избавите себя от возможных расследований дорожно-транспортных происшествий.
Вопросы и пожелания относительно содержимого сайта пишите в комментариях.