ОПРОС:

Ответьте, пожалуйста, кто Вы?

View Results

Loading ... Loading ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета

Архивы

Расследование дорожно-транспортных происшествий на предприятии

Автор Виталий, рубрики: Без рубрики, Для специалистов

Tweet

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему данная тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет «как по маслу», все довольны и собой и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем Вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится очень много вопросов: как так? в чем причина? почему? где недоработка в профилактической работе? что нужно делать, чтобы этого больше не произошло? и т.п.

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, дорогие специалисты, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять» прежде всего, нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Именно на месте ДТП необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту, в зависимости от увиденного, не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом, начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить и т.п. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали необходимо в обязательном порядке записать на бумагу. И записать именно ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при проведении расследования ДТП.

А чтобы облегчить Вам сбор информации о ДТП, предлагаю Вашему вниманию Карточку осмотра места ДТП, которая была разработана мной (для собственного пользования), но, как показала многолетняя практика, данный бланк очень удобен в использовании, т.к. писанины в нем минимум, но в то же время излагается самая суть. Так что можете свободно скачивать данный бланк и использовать его в своей работе по расследованию ДТП. Первая страница данной карточки, я думаю, не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. А вот к заполнению оборотной стороны следует подойти со всей серьезностью, т.к. от грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий участников ДТП. Кроме того, следует поговорить (по возможности) со всеми участниками ДТП, выяснить детали происшествия и изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП»

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, следует сделать максимально возможное количество фотографий (расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, а также неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех траспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников ДТП и т.п.). При сложных с точки зрения расследования ДТП также следует проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать реальную помощь при разборе ДТП в органах ГИБДД или суде, т.к. на ней зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя Вашего предприятия.

Конечно, на месте ДТП также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые так же будут составлять схему ДТП, опрашивать участников ДТП, составлять Протоколы осмотра и т.п. Советую Вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы Вы могли проконтролировать правильность ее составления, т.к. второй участник ДТП может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т.д. Если что-либо для Вас будет не ясно в их Схеме, то следует потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю Вашего предприятия расписываться в ней.

При невозможности самостоятельного передвижения автомобиля Вашего предприятия следует организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующим этапом расследования является сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте ДТП. Для этого, как правило, составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по ДТП, мотивируя тем, что данные документы необходимы для проведения внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

После того, как собрана необходимая документация (как составленная Вами, так и сотрудниками ГИБДД) следует приступить непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы, относительно причин, способствовавших данному ДТП и вынести заключение о виновности того или иного участника ДТП. Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта Вы можете посмотреть здесь

Имейте в виду, что не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т.к. в определенных случаях (когда, как правило, ДТП с тяжелыми последствиями и у работников ГИБДД вызывает сомнение относительно определения виновности участников ДТП) Ваш Акт могут потребовать органы следствия. И, в конечном итоге, Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя Вашего предприятия. Потому что сотрудники ГИБДД могут не уследить наличие каких-либо доказательств, деталей, а Вы в ходе своего расследования их обнаружите.

В то же время не стоит откладывать расследование в долгий ящик. Срок расследования всех ДТП, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!


Метки:

Комментарии:

10.12.2014, Дмитрий пишет:

Виталий, если после каждого незначительного ДТП делать такое расследование, то времени на все остальное может не хватить (естественно учитывая, что если Ваш парк автомобилей состоит не из 10 ТС).

Обычно служебные расследования с сотавлением акта, проводят после ДТП с пострадавшими.

11.12.2014, Виталий пишет:

Здравствуйте, Дмитрий! Позвольте с Вами не согласиться. Закон 196-ФЗ обязывает «анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств». Расследуются все ДТП, а не только с пострадавшими. Этого же требуют и контролирующие органы (в частности, УГАДН). Времени хватит, можете не беспокоиться.
У нас парк состоит из 350 ед. транспорта — вполне справляюсь. Работа специалиста по БДД в том и заключается, чтобы предупредить ДТП.

    16.12.2014, Дмитрий пишет:

    Виталий. а у нас допустим все ДТП с материальным ущербом расследует комиссия по БДД (которая проводится 2 раза в месяц — кол-во ДТП в месяц небольшое).
    Таким образом и выясняются причины ДТП и принимаются меры к водителям допустившим нарушения.
    Лишь только по факту ДТП с пострадавшими у нас проводится служебное расследование.

      17.12.2014, Виталий пишет:

      Здравствуйте, Дмитрий! У вас какие-то собственные законы действуют на предприятии? Порядок такой: произошло ДТП — выезжаем на место — собираем материалы — проводим служебное расследование — делаем запись в журнале учета ДТП — проводим профилактическую работу с водительским составом. И на все это дается не более 5 суток, а не 2 раза в месяц. И служебное расследование проводится в каждом случае ДТП (независимо от последствий или виновности участников). Каждая запись в журнале учета ДТП должна быть подкреплена актом служебного расследования. Этого же требуют инспекторы УГАДН при плановых проверках.

06.04.2015, Андрей пишет:

У нас 1600 водителей. В «урожайные» дни бывает 4-5 ДТП, в год 130-150. ДТП с железом оформляю по упрощенной форме — в Акте фабула, обстоятельства, последствия, фотографии. Журнал не веду, на каждое ДТП оформляю карточку с краткой информацией, к ней прикладываю Акт, объяснения и другие документы. Так удобнее для анализа. ДТП с пострадавшими оформляешь по полной — Акт действительно запрашивают все кому не лень. За 15 лет претензий со стороны надзорных органов не случалось.
На месте ДТП первым делом желательно все хорошо сфотографировать — во первых как не старайся, а все нюансы все равно не охватишь и не запомнишь, во вторых при просмотре фотографий часто «обнаруживаются» следы, которые не усмотрели самые глазастые, в третьих при разборе полетов наглядней получается. Знакомиться с участниками удобно при совместном заполнении Извещения о ДТП. Совместный труд он «сближает», к тому же у тебя на руках остается бумага с их данными. В процессе заполнения как бы ненароком — для заполнения бланка, можно получить объяснения и узнать мнение, дальнейшие планы и т.п. самых упертых, успокоить разгоряченных. Вообще чем больше получишь данных, найдешь «точек соприкосновения», решишь вопросов на месте ДТП, тем проще и «быстрее» потом.

    07.04.2015, Виталий пишет:

    Здравствуйте, Андрей! Полностью с Вами согласен — львиную долю информации получаем именно на месте ДТП и то, что не увидели на месте — потом расскажут фотографии. Поэтому надо сделать максимально возможное количество фотографий в разных ракурсах.

    11.09.2015, Анастасия пишет:

    1600 водителей — это ужас какой-то, из скольки человек у вас служба по БД?

      21.10.2015, Мишина Л.К. пишет:

      На сколько обосновано требование автонадзора по соблюдению всех нормативных документов, если на предприятии 2 легковых автомобиля, а в штате только 1 водитель?

        22.10.2015, Виталий пишет:

        Здравствуйте, Мишина Л.К.! 2 легковых автомобиля — это значит, что занимаетесь перевозкой пассажиров. Следовательно, требование надзорного органа совершенно справедливо

      08.12.2015, Андрей пишет:

      Числятся четверо, по факту трое. Сейчас уже 1700 водителей и около 800 ед. техники ежедневно на линии.

30.11.2015, Евгения пишет:

Здравствуйте, Виталий! У нас транспортная компания. Произошло ДТП, у водителя тяжкие телесные повреждения. Какими должны быть наши действия?Какие документы необходимо оформлять?

    08.12.2015, Виталий пишет:

    Здравствуйте, Евгения! Простите за задержку с ответом. В данном случае необходима тесная работа специалиста по БД, специалиста по охране труда и компетентных органов. В части БДД должен родиться Акт служебного расследования ДТП со всеми выводами с приложением документов из ГИБДД, в части охраны труда — Акт расследования несчастного случая формы Н-1. Подробно в рамках данного комментария все рассказать не получится.

02.12.2015, Руслан пишет:

Виталий, день добрый. В конце года встал вопрос в проведении анализа ДТП за прошедший год. У Вас случайно нету документа, либо скрина как это примерно должно выглядеть?

    08.12.2015, Виталий пишет:

    Здравствуйте, Руслан! Каждое ДТП анализируете с точки зрения показателей (по видам ДТП, по возрасту и стажу водителей-участников ДТП, по месту возникновения, по дням недели, по декадам месяца, по месяцу, по кварталам, по времени года, по причине возникновения, по маркам или типам транспортных средств-участников ДТП и т.д. и т.п. вплоть до фаз Луны (шутка)). В результате у Вас появится информация в виде таблицы о том, когда (при стечении каких обстоятельств) наиболее часто происходят ДТП. Потом результаты можно представить в виде графиков или диаграмм (за год или за последние несколько лет). Потом результаты анализа доводите до своих водителей, до руководства.

08.12.2015, Руслан пишет:

Спасибо, Валерий. Будем изобретать)

13.01.2016, Василий пишет:

Виталий, добрый день! У меня вот какой вопрос: ПРИ ПРИЕМЕ на работу водителя, обязан ли я сразу провести для него 20-ти часовую программу, а только затем выпустить его на линию для работы? Если да, то как оформить прохождение им этой 20-ти часовой программы (протоколом или другое)?
Данное замечание было выдано УГАДН при проверке, якобы водитель не прошел 20-ти часовую программу, хотя работал он у нас на тот момент всего 2 недели!

    29.01.2016, Виталий пишет:

    Здравствуйте, Василий! При приеме не обязаны. Обязаны проводить такое обучение раз в год. Это и нужно было сказать инспектору — вопрос бы отпал сам собой.

17.02.2016, Светлана пишет:

Добрый день! А можно во внутренних локальных актах организации прописать что Инженер по БДД организует проведение служебного расследования результаты которого оформляются составлением заключения.
При ДТП с матрериальным ущербом свыше 500 000 рублей, а так же причинением средней тяжести, тыжкого вреда здоровью илт ДТП со смертельным исходом- Инженер по БДД организует проведение служебного расследования, результаты которого оформляются Актом служебного расследования ДТП.?
Можно написать так, например в должностной инструкции инженера по БДД или в локальном акте о порядке работы службы по БДД?
И скажите из своего опыта кто входит в состав комиссии? У нас есть инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по БДД, начальник колонны, начальник службы логистики и т.д.

    20.02.2016, Виталий пишет:

    Здравствуйте, Светлана! При служебном расследовании оформляется акт служебного расследования. Не понял зачем Вы написали про ущерб и тяжесть. Расследуются абсолютно ВСЕ ДТП, независимо от тяжести, ущерба и т.п. В состав комиссии, как правило, входят: в качестве председателя ответственный за обеспечение БДД и в качестве членов комиссии: начальник (или инженер) службы БД, начальник (или зам.) транспортного подразделения и кого еще считаете нужным. Состав комиссии утверждается приказом директора

05.04.2016, Григорий пишет:

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в какой срок надо прибыть на место дтп и что делать если оно произошло в другом регионе?

07.04.2016, Виталий пишет:

Здравствуйте, Григорий! В любом случае вам расследовать каждое происшедшее с вашим транспортом ДТП. Поэтому чем раньше прибудете на место ДТП — тем более подробной информацией будете обладать. Понятно, что 1000 км не поедешь, т.к. к моменту приезда уже никого не будет на месте. Но можно попросить того же водителя сфотографировать место. В любом случае ехать придется — в ГИБДД необходимо будет забрать копии материалов. Я, например, за 250 км выезжал на ДТП — ничего страшного в этом нет.

08.04.2016, Григорий пишет:

Спасибо за ответ. я тоже ничего страшного не вижу. весь вопрос кто в оплате таких поездок))))))

    19.04.2016, Виталий пишет:

    Как кто? Работодатель

      26.04.2016, Александр пишет:

      Добрый день!
      Прежде всего — большое спасибо за материал, очень информативно.
      Есть два вопроса, помогите пожалуйста:
      1. Все эти расследования, акты и приказы — они для предприятий автотранспорта? Или для всех, имеющих в своем составе автомобильный парк?
      2. Назначается комиссия и проводится расследование в 5-ти дневный срок. Это с учетом выходных? Если ДТП произошло в пятницу, комиссию руководитель должен назначить сразу и результаты представить уже во вторник? Или комиссию можно создать в понедельник? (ДТП без жертв и травм)

02.05.2016, Виталий пишет:

Здравствуйте, Александр! А вы перевозки грузов (или пассажиров) осуществляете в своей деятельности?

    04.05.2016, Александр пишет:

    Пассажиров. У нас автомобилями развозятся бригады для работы на промышленных площадках города.

Оставьте комментарий: