Порядок остановки транспортного средства

порядок остановки транспортного средства

Здравствуйте, дорогие друзья! Как и обещал в предыдущей статье, начинаю цикл статей, посвященных повышению дорожной грамотности водителей. Давайте начнем разбираться в правах и обязанностях представителей власти на дорогах (сотрудников ГИБДД).

Основной документ, регламентирующий поведение сотрудника ДТП при несении службы, — Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД РФ от 02.03.2009 г. № 185. Документ, несмотря на его длинное наименование, как раз регламентирует все права и обязанности сотрудников в зеленых жилетах. В интернете почему-то до сих пор используют ссылки на другой (уже устаревший и не действующий с 2009 года) документ — Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД, утвержденный приказом МВД РФ от 20.04.1999 г. № 297.

Давайте приступим к изучению регламента.

В статье разберем, в каких случаях и каким образом ГАИшники имеют право останавливать транспортные средства.

Остановить вас могут в следующих случаях:

  • в случае, если ГАИшник увидел лично или зафиксировал тех. средствами (фото, видео) признаки нарушения Правил дорожного движения;
  • если у ГАИшника есть информация о том, что ваше транспортное средство находится в розыске, вы или ваши пассажиры причастны к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения (далее по тексту – АПН);
  • в случае, если вы или ваши пассажиры — свидетели ДТП, преступления или АПН для опроса в качестве свидетелей;
  • в случае привлечения вас в качестве понятого при привлечении к ответственности другого участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода);
  • для привлечения вас к оказанию помощи другим водителям или сотрудникам ДПС
  • в случае возникшей необходимости использования вашего автомобиля (для преследования нарушителя, доставки пострадавших в больницу, буксировки поврежденного в ДТП транспорта);
  • при проведении спецопераций, связанных с проверкой транспортных средств (при этом у сотрудников при себе должен быть документ, подтверждающий проведение операции, который они должны предоставить вам по требованию);
  • для проверки документов в соответствии с п. 2.1.1 ПДД: личные документы водителя или пассажиров, документы на автомобиль или документы на перевозимый груз (причем основание для остановки вашего автомобиля возникает у сотрудников ГИБДД ТОЛЬКО при нахождении их на стационарном посту ДПС).

Требование об остановке вашего автомобиля может подаваться как по громкоговорящему устройству, так и жестом руки (жезлом или диском с красным световозвращателем), при этом для привлечения внимания может быть использован свисток или световые и звуковые сигналы. При этом жест должен быть направлен на ваше ТС, а затем на место его остановки. Жесты, подаваемые сотрудником, должны быть понятны вам. В противном случае вы имеете полное право проигнорировать требование об остановке, если вам непонятен жест сотрудника ГИБДД.

Сотрудникам ГИБДД запрещается останавливать транспорт там, где их остановка запрещена п. 12.4 ПДД за исключением случаев, когда остановка необходима для пресечения преступления или предотвращения вреда здоровью, жизни или имуществу участников движения или когда место остановки обозначено патрульным автомобилем с включенными световыми спецсигналами. Этот пункт Регламента сплошь и рядом просто игнорируется сотрудниками ГИБДД – они останавливают транспортные средства не там, где положено, а там, где только им самим удобно. А это, как сами понимаете, уже тот самый случай, когда сотрудники пытаются получить доказательства с нарушением закона. Следовательно, эти доказательства не имеют юридической силы.

Остановив автомобиль, сотрудник сразу должен подойти к водителю, представиться (инспектор ДПС лейтенант полиции Иванов), сообщить причину остановки. При обнаружении оснований, указывающих на нарушение, сотрудник обязан разъяснить, какое нарушение было допущено и в чем оно заключается.

Сотрудник ДПС имеет право предложить водителю 3 варианта развития событий:

  • выйти из транспортного средства (для устранения неисправности автомобиля либо нарушения правил перевозки грузов; при наличии у водителя признаков болезненного состояния либо опьянения; для проведения в вашем присутствии сверки номеров агрегатов с данными регистрационных документов; для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза; в случае, если нужна помощь водителя; когда поведение водителя угрожает личной безопасности сотрудников ДПС);
  • переместить автомобиль в другое место (когда место остановки автомобиля создает угрозу безопасности движения либо помеху для движения; если нахождение сотрудника ГИБДД на проезжей части при обращении к водителю создает угрозу его личной безопасности);
  • предложить занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение для оформления документов по АПН.

После выполнения действий, повлекших остановку транспортного средства (устранение нарушения, оформление протокола или постановления и т. п.) сотрудник ГИБДД дает разрешение на движение ТС (кроме случаев задержания или доставления в случаях, предусмотренных законодательством).

Оставляйте комментарии. Ни гвоздя, ни жезла вам, уважаемые водители!

Поделиться:
Виталий
Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Алексей

    Меня один раз останавливали как раз в зоне действия знака «Остановка запрещена». Я обратил на это внимание сотрудника ГИБДД, на что он ответил: «У нас спецоперация. Тут можно останавливать». Ну, а я сказал, что опаздываю в автосервис и поехал дальше. Причины, равнозначные! В-принципе, он даже и не препятствовал мне, и потом, считаю, заслуженно,поплатился званием и премией за квартал по результатам моей жалобы в ГУ ГИБДД МВД РФ по Пермскому краю. Прав ли я был? Ну, не считая, что вроде бы как не подчинился требованию сотрудника ГИБДД, но закон обязывает подчиняться законному требованию, а требование остановиться там, где это запрещено априори незаконно.

    Ответить
    1. Виталий

      Здравствуйте, Алексей! Если у них идет какая-либо спец.операция — соответственно они должны были предъявить Вам (по Вашему требованию) соответствующий документ, указывающий на то, что такая операция действительно имеет место. Но в любом случае (если, конечно, Вы не угрожаете жизни, имуществу или здоровью других участников движения, а также, если их патрульный автомобиль стоит без включенных маячков) это не дает им права останавливать Вас в зоне действия запрещающего знака.
      Ваши действия были правильными и подчиняться участники движения должны только ЗАКОННЫМ требованиям сотрудника, а не его прихотям.
      То, что Вы написали жалобу — тоже абсолютно правильное решение. Ведь до тех пор, пока ВСЕ (и участники дорожного движения, и представители разных ведомств) не будут соблюдать законы, у нас в стране так и будет полный бардак.

      Ответить
  2. Артур

    Виталий, приветствую Вас. Есть мнение…Водитель имеет право передать документы(в/у,свид-во о рег-и и пр.)иснпектору в руки только после предъявления инспектором доказательст нарушения(привышение скорости,обгон и пр.),соотвественно если это привышение скорости,то принести прибор и т.д.Т.е. доказать факт нарушения.Только после этого водитель может передать док-и в руки ИДПС. Насколько это правомерно?

    Ответить
    1. Виталий

      Здравствуйте, Артур! Согласно п. 2.1 ПДД водитель не «имеет право», а ОБЯЗАН иметь при себе и по требованию сотрудников полиции ПЕРЕДАВАТЬ им для проверки документы. Так что независимо от виновности или невиновности водителя, наличия или отсутствия доказательств у инспектора передать документы для проверки все же придется.

      Ответить
  3. Олег

    Первый комментарий был от провокатора, который сначала не выполнил требование, а потом побежал жаловаться. И ведь, заметьте, не был привлечен к ответственности за совершенное деяние! Которое квалифицировать можно и по ст. 19.3 КоАП РФ (тонкостей их диалога мы не знаем). А инспектор был, как здесь написано, «сотрудником ДТП», на которых «делают палки» сотрудники надзорных подразделений. Одним словом, «коса на камень».
    А опечатку Вы все-таки исправьте, все-таки сайт претендует на звание серьезного…

    Ответить
    1. Виталий

      Уже исправил!

      Ответить